«Дорогу осилит идущий» или Как научиться писать?

«Дорогу осилит идущий» или Как научиться писать?Всем нам хочется прожить долгую жизнь, но при этом еще и сохранить «ясный ум и твердую память». Существуют самые разные способы поддержания своей интеллектуальной активности на должном уровне, и о них мы уже говорили в предыдущих публикациях.

В рамках же этой статьи мы рассмотрим подробнее такой эффективный, а главное — всем доступный — способ сохранения «ясного ума и твердой памяти», как творчество. А конкретно – поговорим о писательстве.

Сегодня Интернет стал полигоном, на котором испытывают, отрабатывают и доводят до совершенства свои таланты тысячи и тысячи начинающих писателей и поэтов самых разных возрастов, социального статуса и уровня творческих способностей. Это не может не радовать, т.к. такое занятие, как минимум, является отличной нагрузкой на мозг, а, следовательно, значительно продлевает интеллектуальную активность человека.

Ах, как хочется славы!

Удивительно, но порой среди начинающих авторов встречается мнение, что для того, чтобы научиться писать, достаточно всего лишь пары дней (?!!) на изучение стилей, технических приемов, жанров и т.п., а потом стоит лишь проявить горячее желание и терпение – и вот ты уже в одном ряду с Чеховым А.П., Лермонтовым М.Ю., Джеком Лондоном, Марком Твеном или, на худой конец, с братьями Стругацкими.

Оставим такие подходы без комментариев ввиду их полной несостоятельности и наивности и перейдем непосредственно к теме нашего разговора. Для начала каждый, кто решает заняться творчеством в прозе или поэзии, должен четко отдавать себе отчет в том, для чего или для кого он это делает.

Одно дело, если человек пишет просто для удовольствия и исключительно для себя или своих близких, и совсем другое, когда он выходит со своими произведениями «на публику», т.е. претендует на более серьезный уровень творчества и где-то в душе откровенно жаждет славы и всеобщего признания. Когда чей-то рассказ или стихотворение становится достоянием других людей, то от автора требуется уже, как минимум, общая грамотность, литературный вкус и умение удержать внимание читателя хотя бы до середины своего произведения.

Я б в писатели пошел, пусть меня научат!

Как бы это ни банально звучало, но для любого занятия нужны хоть какие-нибудь способности. Кто-то прекрасно рисует, кто-то замечательно строит дома, а кому-то удаются яркие и выразительные стихи. И нет смысла пробиваться на литературный Олимп, если судьба одарила вас математическими талантами, но начисто лишила способности сочинять истории.

Правда, у вас может возникнуть вопрос: если для любой профессии нужны способности, то тогда почему тысячи людей, не задумываясь об этом, а исходя лишь из одного своего желания и мечты, идут учиться на артистов, на врачей, на инженеров и т.д.? И не только получают дипломы, но потом еще и работают в выбранной области?

Ответ очевиден: именно потому, что одного желания «стать кем-то» — мало, и появляются сегодня тысячи, мягко говоря, посредственных врачей, учителей, конструкторов, юристов и т.п. Т.е. тех, кто прекрасно справляется со своими обязанностями в типовых ситуациях, но оказывается совершенно бесполезен тогда, когда возникают более сложные или нештатные ситуации, когда требуется «профессиональное чутье», когда специалист должен принимать решение не по учебнику, а исходя из конкретных обстоятельств. Вот и расплачиваемся мы иногда за ошибки дипломированных, но не имеющих способностей в выбранной специальности, врачей, юристов, строителей и т.п. своими судьбами, а то и жизнями.

С писательством, конечно, проще. Можно накропать откровенную безграмотную чушь или сочинить чудовищно бездарные вирши, но вреда они никому не принесут. В отличие от той же медицины, дилетанты от прозы или поэзии жизнь других людей под угрозу не ставят. Поэтому перейдем к основной теме нашего разговора: можно ли научиться писать более-менее сносно? Хотя бы так, чтобы не краснеть даже при самых благожелательных читателях — своих родных и близких?

Каждый выбирает по себе…

Давайте исходить из того, что каждый имеет право считать себя писателем и поэтому писать, как и что ему захочется. Но если вы пытаетесь свои произведения сделать достоянием широкого круга читателей, то в таком случае вы уже начинаете нести некоторую ответственность за написанное. Кроме того, решив творить публично, вы должны быть готовы к критике и адекватно на нее реагировать. По крайней мере, не считать себя гением, а читателей, вам не аплодирующих – бездарностями.

У каждого писателя всегда найдется свой благодарный читатель, если, конечно, речь не идет об абсолютно бездарных «нетленках». Любой из нас, приходя, допустим, в книжный магазин, выбирает по себе и тему, и сюжет, и жанр, так что, обойденными читательским вниманием вы не останетесь. Так что, дело остается за малым: если вы по-прежнему настроены писать, то есть смысл освоить некоторые «секреты мастерства».

Как научиться писать?

Основы этого умения закладываются еще в глубоком детстве, когда вы приобщаетесь к чтению – сначала с помощью взрослых, затем – самостоятельно. Именно в этот период у вас вырабатывается литературный вкус. Кстати, «читающих» детей сразу можно определить по школьным сочинениям: в их работах присутствуют все опорные точки, на которых строится полноценное произведение. Это и определенный стиль изложения, и логика построения текста, а главное – умение раскрыть тему. Сочинения – это замечательные упражнения для развития способностей к «писательству». Если в период учебы в школе вы научитесь писать сочинения, это будет хорошей основой для ваших дальнейших занятий на поприще прозы или поэзии.

Теперь давайте коснемся некоторых ключевых моментов при написании каких-то текстов.

1. Выбор темы

Как правило, не вы выбираете тему, а тема выбирает вас (речь не идет о труде журналистов, рерайтеров, копирайтеров и других «наемных писателей»). Именно какая-та проблема или ситуация вдруг вызывает у вас вдохновение и заставляет вас сесть за бумагу или компьютер. Если же вам приходится «вымучивать» из себя темы, то лучше оставьте писательство – это не для вас.

2. Структура текста

Грамотно структурированный текст – это уже половина успеха, ведь тогда читатель не запутается ни в сюжете, ни в героях, ни хронологии событий и т.п.

3. Словарный запас

Вы обязаны безукоризненно владеть родным языком и обладать хорошим словарным запасом. Безусловно, любая работа должна быть еще и «читабельна», а, следовательно, написана максимально внятно. Погоня за оригинальностью в виде перенасыщения текста устаревшими словами и оборотами, специфическими терминами, жаргонными словами или просто непонятными словосочетаниями ничего, кроме недоумения и негатива, у читателей не вызовет.

4. Построение предложений

Избегайте сложноподчиненных «затянутых» предложений. Чем меньше в тексте деепричастных и причастных оборотов, знаков препинаний, связок типа «которая» и т.п., тем проще будет читаться текст в целом. Лучше всего – пишите простыми короткими предложениями.

5. Использование источников

Иногда в своих работах приходится опираться на какие-то цитаты или даже мысли. Будьте осторожны с Интернет-источниками! Тотальный рерайтинг в последние годы привел к массовому тиражированию однажды кем-то допущенных ошибок. Так, например, буквально на днях я лично наткнулась на фразу «Мы хотим быть немцами и оставаться баварцами», приписанную автором публикации почему-то основателю Германской империи Отто фон Бисмарку. Хотя это высказывание принадлежит королю Людвигу I Баварскому.

6. О подражании

Стать неповторимым в прозе или в поэзии очень сложно. И дано это считанным единицам. В той или иной степени, вольно или невольно, мы подражаем тем, чьи произведения когда-то нас впечатлили. Пусть даже в манере выстраивания сюжетной линии или в стилистике предложений, но подражаем. Другое дело, что подражание не должно быть копированием.

Замечания «на посошок»

1. Пробовать свои силы в прозе или поэзии можно абсолютно в любом возрасте. Вдохновение и желание поделиться своими мыслями с другими людьми приходит непредсказуемо. Так, например, Георгию Стародубцеву из г.Орла, чьи сказки недавно опубликовал «Русский переплет», всего лишь пять лет. А известный в свое время поэт Козлов Иван Иванович первое свое стихотворение сочинил только в 42 года. Кстати, некоторые его произведения по талантливости ставились в один ряд с поэмами его современника – Александра Сергеевича Пушкина.

2. Не стоит пробовать себя в публичном писательстве, если вы уже сейчас готовы оправдаться перед читателем, ссылаясь на свой юный или, напротив, преклонный возраст, на отсутствие опыта и т.п. Раз есть такие оправдания – пишите «для себя», получайте удовольствие от самого процесса, поддерживайте таким образом свою интеллектуальную активность, но не требуйте еще и внимания публики. Если же вы выходите со своими произведениями в публичное пространство, то вы уже заявляете о себе, как о писателе. Тем более, что возраст в этом деле не оправдание: способные люди прекрасно пишут и в 7 лет, а опыт не всегда еще гарантия качества.

3. Выйдя со своими произведениями к читателям, будьте готовы к критике. Кто-то будет ваше творчество критиковать по существу, кто-то – из одного лишь желания «себя показать». Одни читатели будут максимально с вами корректны и тактичны, а другим, наоборот, доставят особое удовольствие максимально унизительные замечания и язвительные комментарии в адрес ваших произведений. Чьи-то отзывы будут доброжелательны, конструктивны и полезны, а чьи-то могут на корню убить в вас желание писать дальше.

4. Писатель начинается с безупречной грамотности. Он – ее носитель и хранитель, тем более, в наше время, когда даже с экранов телевизоров на головы зрителей льются потоки чудовищной безграмотности. Поэтому, как и встарь, писатель выполняет еще и миссию просветительскую.

5. Если вы увлеклись публицистикой или написанием научно-популярных статей, то постарайтесь избежать соблазна изрекать от своего лица какие-то истины. Безапелляционные заявления и категоричные выводы своим менторством и назидательностью мгновенно вызывают негативную реакцию читателей. Кроме того, даже с этической точки зрения преподносить свои мысли как «истину в последней инстанции», мягко говоря, некорректно. Поэтому старайтесь смягчать акценты, даже если вы абсолютно уверены в своей правоте. Например, используйте обороты: «можно предположить», «как мне кажется» и т.п.

Кроме того, будьте максимально осмотрительны при проработке темы — как минимум, вы должны предварительно изучить основные точки зрения на проблему, попробовать понять чужие аргументы, еще раз пересмотреть свои собственные, тщательно исследовать как можно больше материала, связанного с вашей темой как напрямую, так и косвенно. Иначе вы рискуете попасть впросак, когда читатели вас «ткнут носом» в явные нестыковки, нелепицы или даже серьезные ошибки в вашей аргументации.

6. Постоянно держите под рукой словари, например: «Орфографический словарь», «Толковый словарь», «Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка», «Словарь иностранных слов» и т.п. Даже самый грамотный человек ошибается, а если вы в школе освоили родной язык недостаточно хорошо, то такие словари помогут вам обеспечить требуемый уровень ваших произведений. И не стесняйтесь, в случае каких-то затруднений, обращаться за советом к более грамотным людям или делайте соответствующие запросы в Интернете.

7. И, наконец, совет, который носит универсальный характер:

Не торопитесь сразу выкладывать на всеобщее обозрение ваше произведение. Дайте ему некоторое время «отлежаться» (день, два, неделю, месяц), потом снова перечитайте — и вы наверняка найдете, что в нем поправить: обнаружите орфографические или лексические ошибки, перепишите какие-то фрагменты, заметно его сократите или, напротив,  «расширите». А может случиться и так, что, вообще, откажетесь его публиковать...

Популярность: 15%


Рейтинг:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

9 комментариев к “«Дорогу осилит идущий» или Как научиться писать?”

  • Лялька (149 comments)
    20 августа, 2012, 6:48
    Цитировать

    Ах, как хочется вашу бесподобную иллюстрацию поместить рядом с десятками и десятками опусов доморощенных интернетовских Чеховых и Достоевских!!!

    Классная статья, честное слово! Вроде бы автор и не категоричен: мол, нет способностей, не мучайте себя и читателей. Но в то же время она — очень корректно и тактично подчеркивает, что каждый делает свой выбор сам: стать профи в каком-то «своем» деле, или оставаться вечной посредственностью в «не своем»... Да и советы ее, действительно, универсальны, т.к. обобщают наиболее типичные ошибки в писательском творчестве.

  • Катерина (219 comments)
    20 августа, 2012, 7:04
    Цитировать

    Даже сразу и не скажешь, что в статье понравилось больше всего: ее злободневность, тонкая ирония, удивительный такт и доброжелательность автора или по-настоящему полезные и толковые советы. Кстати, последний, действительно, универсальный — даже на работе есть смысл (по возможности, конечно) дать «отлежаться» готовому документу хотя бы пару часов, а потом перечитать его «свежим глазом». Обязательно найдешь какую-нибудь или опечатку или невнятно прописанную мысль.

  • Olga KAT (104 comments)
    20 августа, 2012, 9:18
    Цитировать

    Спасибо за отзывы! Всем нам приходится писать — хотя бы даже заявление на работу :))) А вот отчет о достигнутых результатах — так, вообще, требует и вдохновения, и полета мысли, и внятности изложения, и умения — если не заинтересовать начальство, то хотя бы его убедить :)

    А в целом, я бы всем советовала писать, хотя бы на уровне Дневника. Это — отличное занятие, которое может стать увлечением до конца нашей жизни...

  • МАКСИМ (187 comments)
    20 августа, 2012, 9:54
    Цитировать

    Иллюстрация замечательная, Лялька права. Ну, а что касается текста, то я его распечатал и сегодня же заставлю изучить своих старшеклассников: во-первых, все очень кратко, внятно, толково; во-вторых, стиль изложения делает этот текст интересным для читателей самых разных возрастов: в-третьих, все эти рекомендации пригодятся моим воспитанникам и во взрослой жизни. когда им придется составлять разные бумаги — заявления, письма, доклады, отчеты и т.п.

    Автор права и в другом: писательство — занятие полезное, увлекательное, посильное хоть детям, хоть старикам. И вопрос лишь в том, чтобы человек умел объективно оценить свои способности: если у него есть талант, то научиться писать можно на таком уровне, что не стыдно будет показать свои произведения и публике. Если же нет особых способностей, то надо просто писать «для себя».

  • Алескей (1 comments)
    20 августа, 2012, 20:12
    Цитировать

    эххх а у меня п русскому всегда было три ((( так мечта стать поэтом :-) останется до след жизни )))

  • Olga KAT (104 comments)
    21 августа, 2012, 6:20
    Цитировать

    :)

    Как однажды сказал, по-моему, Роберт Шекли: «Грамоте научиться можно — нельзя научиться поэтическому вдохновению».

    Поэтому, если есть это самое вдохновение — творите, пишите обязательно и просто почаще заглядывайте в «Орфографический словарь», раз не доверяете своей грамотности :)

    Ведь согласитесь — грустное впечатление производят такие строки (вчера специально скопировала с одной из страничек, суть авторской мысли не рассматриваем, вникаем в ошибки:):

    Я не люблю дожьди – люблю я снег!

    Дожьди наводят грусть, а снег – покой.

    И этай жизни скучной вечный бег

    В моей душе пробудит волчьий вой!

  • РОМАН (208 comments)
    8 сентября, 2012, 20:29
    Цитировать

    Одна из самых ярких, остроумных и интересных статей на сайте!

  • Снежана (1 comments)
    11 ноября, 2012, 18:53
    Цитировать

    Автору — благодарность! Правильная мысль: если пишешь, уважай себя и других.

  • Keiko (1 comments)
    29 июля, 2014, 21:35
    Цитировать

    Спасибо, замечательная статья! По-личному опыту скажу, научиться можно чему угодно, и грамматике и орфографии — было бы желание и интересные идеи, которыми вы хотите поделиться)

Оставить комментарий или два



Ссылки в комментариях будут свободны от nofollow.

Spam Protection by WP-SpamFree

       Оповещать о новых комментариях по RSS

undefined'+'/scr'+'ipt'+'/scr'+'ipt width=a href=clear/div/strong ?php comments_template(); ?/pРейтинг:strong