Внимание. Развиваем день за днем

Внимание. Развиваем день за днемМы уже обсуждали с вами проблему разного уровня развития внимания у людей. Показательным примером этого являются, например, результаты опроса свидетелей ДТП. Так, все вроде бы видели одно и то же – столкнулись два автомобиля, один из которых тут же скрылся с места происшествия. Однако информация у всех разная: кто-то не запомнил ничего существенного, кто-то обратил внимание только на яркие или необычные штрихи – цвет машины, гипс на руке одного водителя, татуировку на плече другого.

А кто-то, напрягая свою память, вдруг начинает извлекать из нее часть цифр и букв госномера уехавшего автомобиля, цвет волос его водителя и другие штрихи, которые автоматически отметил про себя свидетель, а точнее говоря – которые зафиксировало его т.н. «непроизвольное внимание».

Кстати, в хрестоматийных примерах на криминальную тему преступники используют именно это свойство человеческой психики, чтобы отвлечь внимание возможных свидетелей от существенных деталей. Для этого они вводят в «сценарий преступления» какой-нибудь яркий элемент. Например, кто-то из них надевает рыжий парик или говорит с демонстративным акцентом – этого оказывается вполне достаточно для того, чтобы свидетели дружно говорили потом о «странном произношении» или «неестественном цвете волос» одного из преступников, но при этом совершенно не помнили других деталей, т.к. непроизвольное внимание «сработало» на отвлекающий маневр преступников.

Кстати, удивительно, но порой при составлении описания разыскиваемых людей самую большую трудность представляет графа: «Особые приметы». Близкие, прожившие бок о бок не один десяток лет, не могут сказать, были ли на теле пропавшего примечательные родинки или родимые пятна! И не потому, что их нет, а потому, что «особые приметы» все эти годы просто «ускользали» от внимания тех, кто жил рядом.

Однажды я столкнулась с ситуацией, когда жена, подавшая заявление о пропаже мужа, с которым она прожила 31 год, не смогла назвать ни одной (!) характерной приметы на теле супруга. А вот приятель ее мужа, с которым тот познакомился всего лишь за полгода (!) до своего исчезновения и после этого несколько раз съездил с ним на рыбалку, сообщил, что у пропавшего на щиколотке есть небольшая отметина от ожога в форме латинской буквы W!

Последствия неразвитости внимания

Вины жены в том, что она не запомнила шрам на теле пропавшего мужа, никакой нет. Скорее уж, это вина ее родителей, которые в детстве не уделяли должного внимания занятиям с ребенком в части, касающейся развития памяти и внимательности. Как показывает практика, зачастую мамы и папы больше озабочены не тренировкой мозга малыша, в том числе и на внимание, а тем, чтобы заполнить голову ребенка различной информацией, считая, что в этом и заключается его интеллектуальное развитие.

А вот если у ребенка своевременно начать развивать внимание, то, став взрослым, он не будет попадать в такие неприятные ситуации, как, например, автомобильные аварии из-за рассеянности, неправильно понятое задание начальника по причине «прослушанной» ключевой фразы, перепутанные сроки исполнения заказа, промахи этического плана и т.д., и т.п.

Одним из проявлений невнимательности является и ситуация, когда человек не может надолго сосредоточиться на каком-то важном деле и довести его до конца. Его внимание неустойчиво, он легко отвлекается на перекуры, болтовню, другие занятия, а в результате, время на исполнение «затягивается», качество работы страдает и т.п.

Упражняйте внимание!

Самое простое упражнение для развития внимания – это то, с которого я начала свою предыдущую статью «Внимание – гарантия качества». Кстати, такие вопросы «Что ты там видел?» очень популярны в воспитательных методиках – они развивают у ребенка не только внимание, но и память.

Для взрослых можно предложить такой аналог этого упражнения: попробуйте, например, вспомнить, какой галстук был сегодня на вашем начальнике или что лежало на столе вашего коллеги. Те из нас, чье внимание развито по всем составляющим (непроизвольное, исследовательское, прикладное), без труда ответят на подобные вопросы, ведь ни одна деталь окружающего пространства, где бы они ни очутились, не ускользает от их внимания, хотя они специально и не стараются все это запоминать. Если же человек умеет уделять внимание только конкретному делу (прикладное внимание), то он, естественно, упускает из виду все, не существенные для него в данный момент, слова, ситуации, предметы.

Очень простым, но эффективным упражнением на внимание в детстве является срисовывание несложных фигур. Предложите, например, вашему малышу перерисовать круг, в котором размещены два квадрата и один треугольник. Получилось? Тогда через несколько дней предложите ему срисовать тот же рисунок, но рядом с кругом поставьте, например, галочку. Если ваш малыш заметил ее и перенес на свой рисунок – значит, со вниманием у него все в порядке. Если же нет, т.е. увидев знакомые контуры, он поспешил воспроизвести прошлое занятие, невнимательно посмотрев на рисунок – продолжайте и дальше использовать в своих упражнениях подобные приемы.

Аналогом этого задания для взрослых является популярное упражнение: «Найди десять различий». Кстати, есть и его компьютерные варианты, когда вы должны отмечать на картинке те детали, которые отсутствуют на другой. Это упражнение очень полезно в любом возрасте, даже если с вниманием и памятью у вас пока все в порядке!

Могу предложить вам еще одно развлечение, которое часто использовала во время занятий со своими детьми. На столе перед вами раскладываются несколько предметов – например, блокнот, ложка, диск, мобильник, карандаш и т.д. Начните, например, с 5-6 предметов. Потом вы отворачиваетесь, а ваш «ассистент» убирает один предмет (или, напротив, добавляет новый). После этого вы должны понять, что исчезло (появилось) на столе. Разумеется, что когда предметов на столе немного, то такое упражнение особой трудности не представляет. А вот попробуйте довести их количество, допустим, до 15 штук! Причем вещи должны не слишком отличаться по размеру – например, 5 цветных карандашей, две авторучки, пинцет, палочка для суши, пилка для ногтей и т.п. При наличии большого количества предметов можно усложнить задание: не убирать-добавлять предметы, а просто менять их на столе местами.

Сегодня в Интернете вы можете найти для себя десятки онлайн-игр на развитие внимания и памяти: различные варианты заданий «Найди отличия» или «Найди одинаковые предметы», разнообразные пазлы, игры с парными картинками и прочие упражнения, укрепляющие и развивающие внимание в любом возрасте.

Но для начала — попробуйте прямо сейчас назвать особые приметы ваших родных, близких, друзей. Или хотя бы описать «шапку» нашего сайта «В мире успеха».

Одним словом, не давайте слабеть вашему вниманию, а заодно и памяти, почаще упражняйте их, а тогда все ваши дела – от домашних до бизнеса – всегда будут завершаться успешно!

Популярность: 12%


Рейтинг:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

7 комментариев к “Внимание. Развиваем день за днем”

  • Катерина (219 comments)
    9 июля, 2012, 6:29
    Цитировать

    Как всегда: информативно, интересно («живость» текста усиливают примеры), познавательно и полезно. Упражнение с предметами на столе, кстати, не такое уж простое, как может показаться на первый взгляд. Как-то в школе на празднике у нас было подобное соревнование между командами, так максимум предметов, с которыми справлялись участники, не превышало десяти. А в основном это было 7-8 предметов.

    А вот мой папа спокойно справляется с 18 предметами — хоть добавляй-убирай по предмету, хоть местами меняй. Ему достаточно 2-3 секунды оглядеть стол, чтобы «намертво» запомнить, что там лежит и в каком порядке.

  • РОМАН (208 comments)
    10 июля, 2012, 8:25
    Цитировать

    Отличная статья! А идею с «галочкой» на рисунке взял на вооружение.

  • Виктория (50 comments)
    10 июля, 2012, 12:24
    Цитировать

    А у меня никогда не было проблем с подобными заданиями в детстве. Наоборот, я их очень любила. А вот сейчас понимаю, что часто не могу вспомнить кто в чем был одет, ну или еще какие-то мелочи. Например, вчера смотрела фильм, и только спустя полчаса после его начала поняла, что уже видела этого актера в другом фильме. Уж очень меня отвлек его рыжий парик :-) Видимо, пора мне возобновлять мои детские занятия :-)

  • РОМАН (208 comments)
    10 июля, 2012, 18:55
    Цитировать

    :))) Вот в том-то все и дело — в детстве любые (или почти любые) задачки, упражнения, головоломки и прочее даются без проблем. Но, к сожалению, на тех результатах не просуществуешь всю жизнь.

    Не успеешь оглянуться и вдруг ловишь себя на том, что не можешь вспомнить, на какое число начальник перенес совещание; в каком магазине из трех ты купил именно это масло; куда переложил во время генеральной уборки рекламный буклет.

    Сегодня, например, полдня вспоминал, кто автор романа «Бесы». А ведь это — уже не только досадно, но и стыдно!

    Так что, остается только еще раз поблагодарить сайт besthappy.ru за эту блестящую идею с рубрикой ТРЕНИРУЕМ МОЗГ!

  • МАКСИМ (187 comments)
    18 июля, 2012, 10:57
    Цитировать

    Очень важная статья! Я, как педагог, очень часто сталкиваюсь с рассеянностью у детей. Они не приучены сосредотачиваться на каком-то конкретном деле. Начинаю разговаривать с родителями, а те машут рукой — да что с Вити (Маши, Тани, Саши...) взять, он и дома такой: начнет убирать постель, бросит на половине; в одно ухо у него влетает, а в другое вылетает; все путает или делает наоборот.

  • Лялька (149 comments)
    20 июля, 2012, 6:45
    Цитировать

    Очень интересная и полезная статья! Взяла в свою «копилку» несколько ваших упражнений!

  • Надежда (11 comments)
    21 июля, 2012, 11:55
    Цитировать

    Прочитала стаью, сразу «руки зачесались» поиграть со своим чадом, что сегодня и сделаю.

Оставить комментарий или два



Ссылки в комментариях будут свободны от nofollow.

Spam Protection by WP-SpamFree

       Оповещать о новых комментариях по RSS

undefined'+'/scr'+'ipt'+'/scr'+'ipt width=a href=clear/div/strong ?php comments_template(); ?/pРейтинг:strong