Внимание – гарантия качества

Внимание – гарантия качестваНа днях я стала свидетелем любопытной сценки: из магазина вышла бабушка с внуком лет шести. Как я поняла, они побывали в отделе детских игрушек.

Выслушав впечатления мальчика, женщина спросила его: «Ванечка! Попробуй теперь вспомнить, какие машинки лежали на той полке, у которой мы стояли». Немного подумав, мальчик стал перечислять:

— Большая пластмассовая машина с красной кабиной и желтым кузовом. Рядом зеленый грузовик, белая «Скорая помощь», мотоцикл с собакой. Справа от них стояли еще три грузовика и один вертолет. А дальше – не помню.

Бабушка одобрительно кивнула и похвалила внука:
— Ты – умница! Сейчас мы пойдем с тобой гулять в парк, будь внимательным, когда будем проходить мимо детской площадки – я потом попрошу тебя вечером рассказать, что ты там увидел.

Мне оставалось только восхититься мудростью женщины, в такой вот игровой манере ненавязчиво развивающей у ребенка важнейшее качество – внимание (и память!), без которого ни в одном деле нельзя добиться успеха.

Что такое внимание?

Мы с самого детства слышим: «Будь внимательным! Обрати внимание! Сосредоточь свое внимание!» Но если при этом ребенок спросит родителей: «А что такое внимание?», то они наверняка растеряются – дать определение этому понятию очень сложно. Мы можем внимательно читать, внимательно переходить дорогу, внимательно ощупывать незнакомый предмет – одним словом, уделять внимание буквально всему, но при этом внимание, как самостоятельный психический процесс, просто не существует!

Внимание не бывает «само по себе» — оно выражает состояние других психических процессов. Так, можно внимательно или, напротив, невнимательно, слушать лекцию; внимательно или рассеянно вытирать пыль с мебели; внимательно или небрежно управлять своим автомобилем и т.д. Именно от степени нашего внимания и зависит качество результатов нашей деятельности.

Внимание человека бывает непроизвольным, когда он мимолетно (автоматически) реагирует на какие-то незначительные факторы – например, резкий звук, вспышка света, номер автомобиля, цвет чьей-то сумочки и пр...

Внимание бывает исследовательским, когда ситуация, предмет, событие и т.п. вызывает у человека любопытство. Непроизвольное внимание от исследовательского отличается степенью устойчивости: если в первом случае человек может просто бросить взгляд на неожиданную вспышку света и уже через некоторое время забыть о ней, то во втором случае он, напротив, сосредоточит свое внимание на этом явлении, пытаясь понять его причину.

Наконец, внимание бывает «прикладным», т.е. направленным на достижение конкретной цели. Допустим, вы готовите сводные статистические данные о результатах деятельности вашей компании. Разумеется, без внимательного отношения к исходным данным, их обработке и анализу, качественного отчета не получится. Для достижения успеха в любом деле мы должны максимально сосредоточить на нем свое внимание, уделяя его даже мелочам.

И если непроизвольное и исследовательское внимание присуще человеку с рождения, то «прикладное» внимание следует обязательно развивать с раннего детства. Сразу хочу сказать, что для этого от родителей не требуется особых усилий и знаний. Ребенок почистил зубы и тут же внимательно осмотрел раковину – не забрызгал ли он ее пастой; собираясь в школу, он внимательно оглядел свой стол – не забыл ли он что-нибудь взять с собой; переходя дорогу, он внимательно следит за движением транспорта и т.д. Именно в таких моментах проявляется умение ребенка сосредотачивать свое внимание на конкретных делах. А с помощью дополнительных упражнений, подобных тем, с которых я начала эту публикацию, способность детей мобилизовывать свое внимание возрастает многократно.

От трех до шести… Устойчивость внимания

Внимание – гарантия качества

Именно на этом этапе взросления у ребенка развивается такое важное свойство, как устойчивость внимания. Если младенца любой яркий или издающий звуки предмет может заинтересовать ненадолго, то где-то уже с двух лет его внимание становится избирательным и более устойчивым: он может подолгу рассматривать, ощупывать и манипулировать конкретными предметами, оставаясь абсолютно равнодушным к другим. В первую очередь внимание детей начинают привлекать вещи и события, вызывающие у них сильные эмоции – радость, страх, удивление и т.д.

А вот с трех лет в ходе формирования интеллектуальных интересов ребенок начинает уже обращать внимание на предметы, удовлетворяющие его познавательные потребности. Поэтому, дорогие взрослые, будьте сами внимательны, когда в вашем доме действует маленький исследователь: его могут привлечь (и привлекают!) зачастую опасные вещи: спички, ножи, иголки, розетки, запоры на окнах и т.п. В этом случае не ленитесь по нескольку раз на день объяснять ему, что «можно» и что «нельзя». А главное – старайтесь почаще переключать внимание маленького человечка на другие занятия: предложите ему собрать из конструктора домик, почитайте ему, дайте ему в руки цветные карандаши и лист бумаги и т.п.

И швец, и жнец, и на дуде игрец

Можно ли делать несколько дел одновременно? Порой нам приходится именно этим и заниматься: убираем квартиру, готовим борщ, да еще и проверяем уроки у ребенка. Кстати, подавляющее большинство женщин эти три занятия вполне успешно совмещают, переключая внимание с одного на другое. Конечно, если предложить им одновременно заняться несколько другими делами – например, готовкой, вышиванием и написанием какого-нибудь текста, то тут результаты будут иными: на таких занятиях сложно разделять свое внимание без ущерба качеству работы.

У каждого из нас имеется свой «порог» внимания, определяющий количество и сложность дел, которые мы можем успешно совмещать. Согласитесь, даже если речь идет всего лишь о двух занятиях, то одно дело – в одно и то же время читать книгу и помешивать кашу, и совсем другое – писать сочинение по «Войне и миру» Л.Н.Толстого и одновременно смотреть по НТВ очередную серию «Ментов».

Трудно сказать – действительно ли Наполеон мог делать одновременно семь дел или это – только миф для создания уникального портрета императора Франции? Не знаем мы и насколько качественно римский император Гай Юлий Цезарь одновременно читал, диктовал очередное послание и обсуждал с членами Сената государственные дела.

Но вот, например, французский психолог Полан в 1887 году наглядно продемонстрировал публике одну свою удивительную способность: он декламировал наизусть стихотворение и одновременно… выполнял на бумаге сложные умножения! Поэтому вполне можно допустить, что некоторые люди способны успешно распределять свое внимание на несколько одновременных занятий.

Но экспериментировать с этим не стоит. Мне лично всегда становится не по себе, когда, например, на дороге я вижу водителя, который, помимо управления своим автомобилем, еще и увлеченно разговаривает по мобильному телефону.

Внимание – гарантия качестваА однажды на загородной трассе в «час пик» (!) я даже наблюдала, как автоледи, прижимая плечом к уху мобильный телефон, периодически оборачивается к маленькому ребенку, сидящему в детском кресле, да еще и прихлебывает кофе из пластикового стаканчика!

Важность внимания в любом деле очевидна. Именно поэтому его следует постоянно тренировать. Существуют самые разнообразные упражнения для развития внимания в любом возрасте, но о них мы поговорим в другой статье.

Популярность: 11%


Рейтинг:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

5 комментариев к “Внимание – гарантия качества”

  • РОМАН (208 comments)
    3 июля, 2012, 7:38
    Цитировать

    Читал статью на одном дыхании... Много познавательного материала, как всегда — яркие и «в тему» примеры.

    С нетерпением буду ждать упражнения для развития внимания.

  • Катерина (219 comments)
    3 июля, 2012, 21:09
    Цитировать

    Во всех отношениях интересная статья. И актуальная — к сожалению, зачастую именно элементарная невнимательность становится серьезным препятствием на пути к хорошим результатам и, в конечном итоге, к серьезному успеху.

    Великолепная зарисовка с бабушкой и внуком, интересная классификация с видами внимания, занимательный фрагмент о возможности разделять внимание на некоторые виды занятий. Спасибо!

  • 5 июля, 2012, 9:58
    Цитировать

    Да, интересный случай Вы подметили, действительно, редко такую мудрость увидишь.

    У меня почти все примеры отрицательные :( ... Например недавно выходила из нашего офисного здания семейная пара, девочка сама хотела спуститься по ступенькам, мама говорила «Упадешь, разобьешься...», а папа крепко держал. По-моему, она бы справилась :), надо давать детям возможности...

  • МАКСИМ (187 comments)
    8 сентября, 2012, 20:37
    Цитировать

    Исключительно интересно проработана такая тема, как внимание. И очень верно обозначены все ее проблемные моменты. Хорошая статья!

  • Лялька (149 comments)
    8 сентября, 2012, 20:38
    Цитировать

    Читала с огромным интересом. Узнала для себя много нового и полезного. Спасибо!

Оставить комментарий или два



Ссылки в комментариях будут свободны от nofollow.

Spam Protection by WP-SpamFree

       Оповещать о новых комментариях по RSS

undefined'+'/scr'+'ipt'+'/scr'+'ipt width=a href=clear/div/strong ?php comments_template(); ?/pРейтинг:strong