Развивающие методики. Помогаем своему малышу!

Рубрика: Мой ребенок

Развивающие методики. Помогаем своему малышу!Итак, вы, все-таки, решили заняться обучением и воспитанием малыша с самого раннего возраста? Тогда вам наверняка пригодятся т.н. «развивающие методики». Но, похоже, вас уже смущает их обилие и разнообразие? Странно… Ведь вас не смущает, например, обилие и разнообразие фасонов вечерних платьев – вы решительно выбираете себе наряд, который подчеркнет вашу индивидуальность, а главное – будет точно соответствовать вашему стилю и особенностям фигуры.

Точно так же вас не пугает огромное количество моделей автомобилей – вы уверенно выбираете ту марку, в которой будете чувствовать себя максимально комфортно. Так почему же вдруг вы растерялись перед книжными полками с литературой о раннем развитии детей? Вот как раз в этом случае вам колебаться не надо, ведь у вас в руках самый главный инструмент — родительский инстинкт, который позволит вам безошибочно выбрать воспитательные подходы, требующиеся именно вашему ребенку!

Прежде всего, запомним главное: любая развивающая методика – не догма. Она содержит лишь общие принципы и рекомендации, причем, одни авторы ратуют за полную самостоятельность малыша в процессе обучения, а другие – за жесткий режим и плановость занятий. Некоторые специалисты настаивают на пошаговом развитии (изучил-закрепил-берем новое задание), другие полагают более эффективным осваивание сразу двух-трех шагов одновременно. Поэтому вы должны сами, опираясь на свое чутье и исходя из возрастных особенностей развития именно вашего малыша, выбирать для него конкретную развивающую методику. Кстати, практика показывает, что наибольшие результаты получают те мамы и папы, которые сочетают выбранную методику с другими. Например, раннее развитие ваших детей реализуется посредством методики Монтессори, но если вы добавите к ней еще т.н. «кубики Зайцева», то интеллектуальная составляющая в общем развитии ребенка будет наращиваться быстрее.

Второй важный момент – умейте творчески использовать обычные ситуации для стимулирования познавательной активности вашего малыша. Допустим, вы увидели, что ваш карапуз с воодушевлением обстреливает из пистолета обои в своей комнате. Ваша реакция? Как минимум, предложить ему заняться чем-нибудь другим, а как максимум – отругать и наказать. А вот родители Огюстена Жана Френеля не только не прервали это «ужасное» занятие, но еще и показали малышу, как по-разному летят шарики из его игрушечной пушки, если менять угол наклона ствола. И уже к 8-ми годам их ребенок самостоятельно изучил основы баллистики, а впоследствии создал волновую теорию света!

Третий важный момент: запаситесь терпением. Во-первых, если малыш отказывается выполнять какие-либо задания, не бросайте начатое на полпути, считая, что «раннее развитие» не для вас — сегодня он не понимает, что шарик не пройдет в отверстие для кубика, а завтра поразит вас умением запоминать наизусть стихи. Во-вторых, не пытайтесь выполнять сложное задание за ребенка – он должен делать все сам, поэтому в случае неудачи просто отложите ваши занятия на другой день.

И, наконец, не забывайте – развитие ребенка включает в себя несколько составляющих, а не только интеллект: это и эмоциональное развитие, и эстетическое, и физическое, и обучение бытовым навыкам и т.д.

Теперь вкратце ознакомимся с некоторыми популярными методиками.

Развивающая методика Монтессори

Эта методика требует от родителей создания грамотной, с учетом возрастных особенностей ребенка, обучающей и развивающей обстановки. Весь игровой материал размещается в комнате ребенка в пределах досягаемости для него. Помещение поделено на условные зоны: «мокрая», «сенсорная», «сыпучая», «естественных наук» и т.п. Например, в «мокрой зоне» малыши могут вылавливать ситечком плавающие шарики, переливать воду из одной емкости в другую и т.п. В «сыпучей зоне» — просеивать через сито манку, в тазике с горохом отыскивать интересные предметы – ракушки, шарики, кубики и т.д. В «сенсорной» зоне из миски с разноцветными шариками «выбирать» шарики одного цвета или одного размера... Упражнений «по Монтессори» великое множество, и, изучив ее методику, вы не только подберете для своего малыша что-то увлекательное, но и придумаете свои собственные упражнения.

Развивающая методика Домана

Эта методика основана на усиленной нагрузке на мозг ребенка. Делается это с помощью тематических карточек – «животные», «спорт», «цветы» и т.п. Малышу, не менее трех раз в день, необходимо в течение 3-5 секунд показывать карточку с изображением, четко произнося его наименование («заяц», «машина», «облако», «тюльпан» и т.п.). Начинать надо с 25 карточек (по 5 штук в 5 простых категориях). Обучение чтению и счету по Доману осуществляется тоже с помощью карточек. Кроме того, Глен Доман особое внимание уделяет и физическому развитию малышей, точнее, развитию их врожденных рефлексов. Так, благодаря его специальным упражнениям, дети уже в 4 месяца начинают ползать и плавать.

Развивающая методика Масару Ибука

Эта методика, в отличие от других, включает в себя занятия и для малышей, находящихся еще в утробе матери. Ну, а после рождения, уже с 8 месяцев, дети начинают рисовать и лепить. Причем, Масару Ибука предлагает для рисования каждый раз давать малышам листы разного формата, чтобы дети быстрее осваивали пропорции и учились нестандартно мыслить, втискивая своих «человечков» и «зайчиков» в разные пространства бумаги. Кроме того, по мнению этого автора, ребенок должен ежедневно слушать классическую музыку (пусть и недолго), а также пытаться сам извлекать звуки из игрушечных музыкальных инструментов. И обязательное упражнение даже для самых маленьких – заучивание наизусть стихов для развития памяти.

Развивающая методика Никитиных

Русские педагоги Борис и Елена Никитины создали уникальную методику развития малышей. Их основные принципы — невмешательство взрослых в занятия ребенка; новые упражнения включать только тогда, когда ребенку это будет самому интересно; взрослые должны принимать активное участие в играх; акцент следует делать на позитивном стимулировании ребенка. Развивающая обстановка «по Никитиным» намного опережает развитие ребенка, т.е. малышу приходится «дотягиваться» до нее. Например, в комнате годовалых детей предлагается развешивать таблицы химических элементов, географические карты и т.п. В этой связи вспоминается, как очень давно малышка по имени Софья, еще не умеющая толком ходить, могла часами разглядывать стены в своей комнате, обклеенные, за неимением обоев, листами с цифрами, чертежами, математическими формулами. Прошли годы – и мир узнал имя талантливого математика из России Софьи Ковалевской!

Интересным моментом в воспитательных подходах Никитиных является их твердая убежденность в том, что уже с малых лет необходимо приучать ребенка к «опасным предметам» — ножницам, ножам, иглам и т.п. Очень большое внимание они уделяют и физическому развитию детей, их закаливанию, но, прежде всего, стимуляции основных врожденных рефлексов малышей (хватание, отталкивание, плавание).

Развивающая методика Зайцева

Эта методика заключается в отказе от фонемного (по буквам) обучения чтению и использованию слогового (по слогам) принципа. Достаточно всего лишь 6-7 месяцев, чтобы уже к 2 годам малыш начал бегло читать. Причем, это происходит не только за счет слогов, написанных на кубиках, но и благодаря дополнительным эффектам, действующим на различные органы чувств ребенка. Дело в том, что «кубики Зайцева» отличаются по весу, по размерам, по цвету («золотые», «деревянные», «железные» и т.д.), по звучанию наполнителя («железки» и «деревяшки»). Необычным приемом при использовании методики Зайцева является «пропевание» слогов, т.е. отдельные слоги закрепляются в памяти ребенка соответствующими мелодиями.

К сожалению, формат статьи не позволяет более подробно рассмотреть приведенные выше методики раннего развития детей и коснуться других, не менее интересных. Но даже из этого поверхностного обзора можно уловить одну общую черту во всех подходах к развитию детей раннего возраста. Речь идет о создании развивающей обстановки. Таким образом, родители должны, прежде всего, создать вокруг ребенка среду, которая будет дополнительно стимулировать его врожденные способности к развитию и его собственные потребности познавать мир. В связи с этим хочу напомнить, что любая развивающая обстановка для малыша начинается со здоровой морально-психологической атмосферы в вашем доме, ведь именно семья воспитывает детей. Хотите, чтобы малыш полноценно развивался? Начните с себя!

Популярность: 31%


Рейтинг:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

4 комментария к “Развивающие методики. Помогаем своему малышу!”

  • РОМАН (208 comments)
    16 апреля, 2012, 8:11
    Цитировать

    Взял себе на заметку информацию о методике Масару Ибука и Никитиных. Буду искать их методички. Очень досадно, что, действительно, формат статьи не позволил рассмотреть и другие методики. Хотя подборка их в статье очень грамотная: ведь, напрмер, в той же методике Сесиль Лупан основу составляют подходы Глена Домана. И автор выбрала из всего обилия методичек самые принципиальные, идеи которых развиваются в других, в том числе, и современных воспитательных подходах к детям раннего возраста. Спасибо за познавательную статью!

  • Виктория (50 comments)
    16 апреля, 2012, 9:40
    Цитировать

    Очень интересно, огромное спасибо! О многих методиках даже не подозревала. Сохраню эту статью в «избранное». Обязательно пригодится.

  • Катерина (219 comments)
    21 апреля, 2012, 9:38
    Цитировать

    Теперь, похоже, я готова и к замужеству, и к рождению малышей! Спасибо автору!

  • Надежда (11 comments)
    21 июля, 2012, 13:12
    Цитировать

    Отличный анонс методик. Конструктивно и понятно.

    Хочу добавить, что если заниматься по той или иной методике в каком-нибудь центре, то лучше выбирать не столько методику, сколько — педагога.

    Из жизни: в 2 года дочь повели в центр развития. У нее глазки загорелись, в комнате столько всего «вкусного» и интересного! Она к одной игровой зоне, поиграла, потом к другой... А педагог ходит за ней и приговаривает: «не так , давай покажу, нет, сейчас пойдем в другое место» Минут через 30 София остановилась, посмотрела на тетю, на папу, и говорит: «Пап, пойдем отсюда, а?»

Оставить комментарий или два



Ссылки в комментариях будут свободны от nofollow.

Spam Protection by WP-SpamFree

       Оповещать о новых комментариях по RSS

undefined'+'/scr'+'ipt'+'/scr'+'ipt width=a href=clear/div/strong ?php comments_template(); ?/pРейтинг:strong