Раннее развитие детей – ЗА и ПРОТИВ

Рубрика: Мой ребенок

Раннее развитие детей – ЗА и ПРОТИВВы когда-нибудь замечали, как некоторые молодые родители ревниво относятся к успехам и достижениям малышей своих знакомых? В зависимости от полученной информации мамы и папы либо впадают в отчаянье, если их карапуз безнадежно отстает от своих сверстников в развитии, либо, наоборот, втайне торжествуют, так как он уже давно опередил их.

Родительское тщеславие не имеет границ, но сравнивать развитие своих детей – занятие бессмысленное: все они развиваются разными темпами. Так, например, голливудская актриса Шэрон Стоун довольно сносно разговаривала уже в 10 месяцев, а Исаак Ньютон не мог справиться в школе с простейшими арифметическими задачками, Александр Грибоедов уже в 3 года свободно читал, а великий Томас Эдисон был когда-то отчислен из школы по причине «умственной отсталости»!

Поэтому не пытайтесь насильно обучать счету вашего малыша только потому, что соседский мальчик уже складывает двузначные числа. Во-первых, у каждого ребенка свои способности – кто-то с увлечением рисует, кто-то с азартом возится с конструктором, а кто-то уже в 1,5 года с удовольствием осваивает азбуку по «кубикам Зайцева». Во-вторых, если малышей развивать принудительно, то кроме отвращения к занятиям от них ничего не добьешься. Несмотря на популярность методик раннего развития, следует иметь в виду, что бездумное их использование, без учета личностных особенностей собственного ребенка, наносит ему вред, гораздо больший, чем средние – по сравнению со сверстниками – показатели интеллекта. С другой стороны, когда ребенок отстает от других малышей, ему со временем станет очень сложно осваивать программы дошкольных и школьных учреждений, а это, в свою очередь, может привести и к другим серьезным проблемам, вплоть до развития «комплекса неполноценности».

Что такое раннее развитие детей?

Большинство источников определяют, что это — всестороннее развитие малышей первых трех лет жизни. Но почему одни дети развиваются рано, а другие с трудом осваивают простейшие игровые задания? Если спросить об этом у родителей, то они наверняка заговорят о наследственности. Мол, у знаменитого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха только в пяти поколениях предков было почти двадцать талантливых музыкантов и десятки музыкально одаренных родственников! Но этот пример доказывает совсем обратное – на развитие ребенка, прежде всего, влияет обстановка, в которой он растет! Если бы австрийский музыкант Леопольд Моцарт, садясь за клавесин, не укладывал рядом с собой младенца Вольфганга Амадея, а чуть позже, не приучал его к инструменту, то еще не известно, поразил бы «чудесный мальчик» из Австрии Вольфганг Амадей Моцарт в свои три года весь мир удивительными музыкальными способностями! Поэтому – наследственность наследственностью, но если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос способным, всесторонне развитым и, соответственно, в будущем – успешным, то занимайтесь с ним с первого дня рождения, стимулируйте его познавательную активность, помогите ему развить его основные способности.

Не «раннее», а «своевременное»!

Мне могут возразить: «Раннее развитие детей – это зло, это неестественно, это корежит психику малышей.Раннее развитие детей – ЗА и ПРОТИВ Ребенок должен развиваться нормальными темпами – не отбирайте у него детство!». Все верно, если речь идет о такой ситуации, когда тщеславные родители превращают дом в настоящий экспериментальный полигон, муштруя ребенка своими воспитательными подходами и преследуя при этом только одну цель: всех удивить. Нельзя забывать, что раннее развитие детей должно быть во благо самим детям, а не во славу их родителей. Методики раннего развития предполагают такое обучение и воспитание малыша, которое не навязывается ему извне, а отвечает его собственным потребностям и способностям. Например, при грамотном и вдумчивом использовании знаменитой методики П.В.Тюленева («Читать раньше, чем ходить!») 10-11-месячные малыши без усилия осваивают навыки чтения и письма; по методике Масару Ибука 8-мимесячные малыши увлеченно лепят и рисуют, а популярные «кубики Зайцева» в течение 6-9 месяцев позволяют без труда обучить 2-хлетних детей «беглому» чтению.

На сегодняшний день существуют десятки воспитательных подходов, направленных на развитие детей раннего возраста. Очень интересные методики раннего развития предлагали Жан Итар, Мисару Ибука, Леонид Китаев, Эдуард Сеген, Рудольф Штайнер, Михаил Трунов, Сесиль Лупан, Джон Хольт, Жанна Китайгородская, Шарлота Мейсон, Борис и Елена Никитины, Мария Монтессори, П.В.Тюленев и десятки других специалистов и просто энтузиастов-подвижников, посвятивших себя детям. Причем, сами они зачастую использовали термин не «раннее развитие детей», а «своевременное развитие»! И это – весьма принципиально!

Помоги своему малышу!

Все дети, без исключения, приходят в этот мир с жаждой познания. Они изучают окружающую обстановку всеми доступными им способами: нюхают, пробуют на вкус, тянутся руками к незнакомым предметам и даже пытаются разбирать их на мелкие части. И только от самих родителей зависит, насколько эффективным и полезным будет этот процесс для малышей! Конечно, если постоянно твердить ребенку: «Нельзя! Не трогай! Выплюнь – кака!» и т.п., то кроха очень скоро потеряет исследовательский интерес. Это – самая большая ошибка воспитания ребенка – ведь только познавательная активность стимулирует развитие мозга малыша и, соответственно, он гораздо раньше других сверстников начинает всему обучаться. Так что, когда мы говорим о «раннем» (своевременном!) развитии, речь идет о грамотной, тщательно продуманной и выверенной помощи мам и пап своему ребенку, который хочет побыстрее изучить этот мир.

Поэтому, например, итальянский «реформатор педагогики» Мария Монтессори считала, что основная задача родителей заключается в создании вокруг ребенка развивающей обстановки – от оформления интерьера до подбора специальных игр. А вот американец Глен Доман в основу своей развивающей методики заложил принцип прямой зависимости интеллекта ребенка от нагрузки на его мозг. Кроме того, интеллектуальное развитие детей раннего возраста Гленн Доман рассматривал в неразрывной связи с их физическим развитием, которое, по его мнению, дополнительно стимулирует развитие мозга.

Физическое развитие

На этот момент хочется обратить особое внимание: порой в погоне за повышением IQ ребенка родители зачастую забывают о необходимости укреплять его здоровье в целом. Дисгармония этих двух составляющих может привести к печальным последствиям. Яркий пример — история «младенца из Любека» (Германия) Кристиана Хейникена, родившегося в феврале 1721 года. В 10-тимесячном возрасте он удивил родителей своей уникальной способностью легко запоминать и повторять слова любой сложности. Уже в годик Кристиан мог четко и грамотно рассказать (!) об основных событиях из первых пяти книг Библии; в три года он ориентировался во многих вопросах истории, географии, математики, биологии, изучал латынь и французский язык, выступал с лекциями по общим дисциплинам при королевских дворах и… тихо угасал от истощения организма. Не дожив даже до пяти лет, Кристиан умирает со словами: «Боже Иисусе, забери мой дух!»

Раннее развитие детей – ЗА и ПРОТИВДетство – это самая счастливая пора в жизни любого человека. Это – время первых открытий и первых достижений. Это — время, когда у малыша происходит формирование навыков общения и познание шкалы Добра и Зла. Никто, как дети, не умеет так восторженно принимать этот мир, удивляться любой мелочи и жадно впитывать новые знания. Так помогите вашим маленьким исследователям, грамотно, мудро и ненавязчиво стимулируя их любопытство и неуемную энергию! Развитие детей раннего возраста открывает широкий простор для творческой фантазии родителей. И, кто знает, может кто-то из вас сможет даже создать свою собственную воспитательную методику?

Популярность: 19%


Рейтинг:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

8 комментариев к “Раннее развитие детей – ЗА и ПРОТИВ”

  • Андрей (17 comments)
    12 апреля, 2012, 9:21
    Цитировать

    Конечно За! Развитие детей начинается уже в материнской утробе. В это время очень влияет окружение и настроение. А когда ребеночек родится так тем более!

  • Катерина (219 comments)
    12 апреля, 2012, 21:25
    Цитировать

    Статья для меня оказалась очень познавательной и дающей пищу для размышлений. Спасибо! Написано в хорошем стиле и легко, хотя речь идет о важных и актуальных вещах.

  • РОМАН (208 comments)
    13 апреля, 2012, 11:23
    Цитировать

    Конечно, ЗА! Детство — это не ожидание взрослой жизни, это — сама жизнь. И оно должно быть интересным! Если заинтересовало малыша содержимое ваших часов — мягко замените дорогую вещь тем, что не жалко, но ребенок должен ее разобрать. Кто знает — может в этот момент в нем пробуждается будущий конструктор?

  • Виктория (50 comments)
    13 апреля, 2012, 14:13
    Цитировать

    Очень много вынесла полезного для себя из этой статьи. Считаю, что дети могут легко развиваться играючи... даже не понимая того, что они уже развиваются ) Все дело в обстановке!

  • Bred (7 comments)
    23 апреля, 2012, 9:06
    Цитировать

    На мой взгляд, озабоченность родителей по части быстрого развития других детей и мнимое отставание собственного ребёнка сильно преувеличена. «Все мы разные» — так, кажется, говорится. Просто нужно уделять внимание малышу, и если нет никаких тормозящих факторов развития на уровне генов, то казалось бы отстающий ребёнок к школьному возрасту нагонит своих сверстников.

  • Olga KAT (104 comments)
    24 апреля, 2012, 15:35
    Цитировать

    Полностью с Вами согласна, Bred! Именно поэтому я и хотела донести до читателей основную мысль: «раннее развитие детей должно быть во благо самим детям, а не во славу их родителей». У каждого ребенка свой темп развития: есть гении, которые в детстве официально признавались слабоумными, а есть детки, которые потрясали мир своими способностями с 2-3 лет, о них писали, говорили, снимали телепередачи, а потом они куда-то исчезали. И как оказывалось: они просто «останавливались» в своем «ускоренном» развитии, сверстники их нагоняли, а дальше эти талантливые дети развивались как все. Ранее развитие – это лишь помощь ребенку, когда он пытается САМ что-то освоить. Если моя дочь уже с 1,5 лет сама «развлекалась» складыванием простейших слов из кубиков, то от меня потребовалось только минимальное усилие, чтобы в 2,5 года она бегло читала. А мой брат почти до 4-х лет не разговаривал, зато заговорил сразу целыми фразами, а в пять — легко складывал в уме двузначные числа, искренне считая это игрой.

  • Лялька (149 comments)
    19 июля, 2012, 10:28
    Цитировать

    Малышка на фото — само очарование :)))

    А что касается статьи, так читала с огромнейшим интересом. Очень корректная и умная статья!

  • Ольга (17 comments)
    12 марта, 2013, 3:55
    Цитировать

    Полностью согласна, что развитие малыша должно быть своевременным. А то, что заглядываем, как там у друга, у соседа, так в чужих руках ломоть велик и так было всегда. Каждому своё, в своё время... Спасибо за толковую статью!

Оставить комментарий или два



Ссылки в комментариях будут свободны от nofollow.

Spam Protection by WP-SpamFree

       Оповещать о новых комментариях по RSS

undefined'+'/scr'+'ipt'+'/scr'+'ipt width=a href=clear/div/strong ?php comments_template(); ?/pРейтинг:strong