Как правильно подготовить ребенка к школе?

Рубрика: Мой ребенок

Как подготовить ребенка к школеВсе родители однажды обнаруживают, что их драгоценный малыш счастливо пережил свой дошкольный период и осенью должен пойти в первый класс, осталось только подготовиться. Что же главное в подготовке ребенка к школе?

Для кого-то это – научить ребенка читать и писать. Другие скажут – правильно подобрать школьные принадлежности. Третьим покажется, что главное – приучить ребенка к новому режиму. Разумеется, все это верно.

Общая подготовка не только создаст о ребенке благоприятное первое впечатление у учителя, но и придаст малышу уверенность в своих силах. Удобные школьные принадлежности помогут ребенку выработать красивый почерк, тем более, что даже для левшей теперь можно найти в магазинах все необходимое. А правильный режим дня позволит ребенку постепенно и безболезненно адаптироваться к новому, школьному, этапу жизни. Но все же остается открытым вопрос: на чем, в первую очередь, следует сконцентрировать свои усилия родителям будущего школьника?

Обучение ребенка чтению и письму перед школойобучение чтению ребенка к школе

Обязательное обучение ребенка чтению, счету и письму перед школой – вопрос спорный. Сами учителя начальных классов просят родителей не заниматься обучением дошкольника, объясняя это тем, что на уроках ребенку будет просто неинтересно, ведь он все это уже «прошел» дома, а кроме того, «домашний» почерк, зачастую отличается особой корявостью. Разумеется, учителю проще научить писать малыша «с нуля», чем его потом переучивать.

С другой стороны, в классе учитель ориентируется, прежде всего, на сильных учеников, поэтому ребенок, пришедший в школу без каких-либо знаний, рискует толком так ничего и не усвоить. Кроме того, перед школой всех дошкольников ожидает психологическое тестирование, в процессе которого учителями оценивается интеллектуальное развитие малыша, включая его память, концентрацию внимания, моторику, речь, мышление, начальную эрудицию и умение решать несложные математические задачки. И хотя результаты такого тестирования носят исключительно рекомендательный характер, и никто не вправе отказать в приеме в школу даже совершенно неподготовленного ребенка, ни для кого не секрет, что зачастую первые классы комплектуются именно по степени подготовленности дошколят. А кому из родителей хочется, чтобы его малыш попал в «слабый» класс?

С учетом всего изложенного, главная рекомендация родителям в вопросах самостоятельного обучения малыша чтению, счету и письму – не переборщить! Другими словами говоря, не стоит настойчиво прорабатывать с дошкольником весь курс начальной школы, как это делают некоторые родители, реализуя свои учительские амбиции и давая себе, тем самым, возможность похвастаться перед родителями одноклассников, какой умный у них сын или дочь.

Морально-психологическая подготовка ребенка к школьной жизни

Морально-психологическая подготовка ребенка к школьной жизниРодители, уже прошедшие со своими детьми «испытание первым классом», безусловно, знакомы с таким явлением, как тяжелая психологическая адаптация некоторых детей к школьной жизни. Слезы, демонстративное нежелание посещать уроки, жалобы на учителей и даже истерики во время занятий – все это результат родительских просчетов в подготовке ребенка к школьному этапу жизни. И в этой ситуации интеллектуальное развитие ребенка, увы, уже не будет иметь никакого значения.

Поэтому самое главное, на чем стоит сконцентрировать свое внимание родителям будущих первоклассников – подготовить ребенка морально-психологически! Такая подготовка включает в себя несколько аспектов:

  • прежде всего, необходимо научить ребенка соблюдать дисциплину, выработать у него усидчивость, аккуратность и пунктуальность, объяснить будущему первокласснику необходимость слушаться учителя и соблюдать правила, установленные школой;
  • необходимо развивать у ребенка навыки общения – умение общаться с учителем, умение находить общий язык и выстраивать отношения с одноклассниками. Жизненно важно объяснить ребенку, что конфликты, неизбежно возникающие между детьми, следует, прежде всего, пытаться решать словами, а не сжимать сразу кулаки при возникновении любой отрицательной эмоции. Кстати, современным детям катастрофически не хватает умения сопереживать, ставить себя на место другого человека. На этот момент родители тоже должны обратить внимание в процессе воспитания дошкольника;
  • нужно продумать для ребенка новый режим дня – оптимальное сочетание учебы и отдыха, выработать наилучшие способы «разгрузить» маленького первоклассника, особенно на первых порах, когда происходит процесс привыкания к новой, уже почти взрослой жизни. Смена режима дня может стать для него достаточно болезненной, особенно если, например, раньше ребенку позволяли ложиться спать в 11 часов вечера, а тут вдруг стали загонять его в постель сразу после «Спокойной ночи, малыши!». Переход к новому ритму жизни должен произойти постепенно, хотя бы месяца за два до начала учебного года, а не в последние пару дней перед первым сентября.

Как организовать внешкольную жизнь ребенка?

внешкольная жизнь ребенкаРодителям будущего школьника обязательно стоит заранее продумать, чем их ребенок будет заниматься после уроков. Исходя из его наклонностей, малыша можно записать на различные кружки, тем более, что многие школы предоставляют сейчас массу возможностей своим ученикам для развития их способностей в кружках. А вот спортивные секции помогут ребенку снять излишнее напряжение и выплеснуть не израсходованную за учебный день энергию. Следует учитывать и тот немаловажный момент, что любые дополнительные занятия помогут маленькому школьнику расширить круг общения, найти друзей по интересам и дадут ему понять, что с поступлением в школу его жизнь не ограничивается только уроками.

Кто-то может возразить, что любые кружки – это дополнительная и ненужная нагрузка для первоклассника. Не соглашусь, исходя из собственного опыта. Мой старший ребенок, пойдя в первый класс, начал заниматься в художественной школе и посещал ее с удовольствием. Младший ребенок занимался (и продолжает заниматься) танцами, волейболом и пением. Очень многие выбирают для первоклассников плавание. Помимо непосредственно обучения плаванию, ребенок разгружает и тренирует спину, которая с непривычки часто страдает у малышей, что у детей постарше ведет к развитию сколиоза. В общем, дополнительные занятия могут быть любыми, главное, чтобы они не были «из-под палки».

Несколько общих замечаний по подготовке детей к школе

Подготовленность ребенка к школе во многом зависит от особенностей его дошкольной жизни. Безусловно, имеет значение, сколько детей растет в семье, сколько внимания уделяется ребенку со стороны взрослых и как организовано его развитие и воспитание (систематические занятия, от случая к случаю или все пущено на самотек).несколько замечаний по подготовке детей к школе

Кроме того, уже с первых дней в школе «детсадовские» дети во многом отличаются от т.н. «домашних». Это и понятно, ведь существуют специальные детсадовские программы подготовки детей к школе, в рамках которых малышам прививаются многие полезные навыки, необходимые им как для жизни в коллективе, так и для правильного поведения на занятиях.

Немаловажным аспектом подготовки детей к школе является, как ни странно, психологическая подготовка самих родителей, особенно это касается мам и бабушек, чьи дети-внуки не посещали детский сад. Ведь за 6-7 дошкольных лет родители привыкают, что их малыш – только их и ничей больше, что он всегда рядом. Им сложно принять то, что ребенок взрослеет — теперь целых полдня он проводит отдельно, а основным авторитетом для ребенка становится учитель.

Родитель пытается справиться с ревностью и временами накатывающим чувством собственной ненужности, и порой допускает нелестные замечания при ребенке о школе, вообще, и об его учителе, в частности.

Родители, не забывайте: все, сказанное дома, по простоте душевной, ребенок при случае передаст учителю, в результате чего вам будет, как минимум неудобно, а учитель свое негативное к вам отношение перенесет, кстати, на вашего же ребенка. Поэтому мудрый, наученный опытом учитель на первом же родительском собрании предупреждает всех о том, что обсуждать у себя дома школьные порядки и педагогов в присутствии детей категорически недопустимо.

Подготовка к школе – это многосторонний и ответственный процесс, ведь от того, как вы подготовили своего ребенка к школе, зависит, как скоро ребенок адаптируется к новому для себя этапу жизни. Стоит заранее в игровой форме вместе с ребенком проанализировать некоторые ситуации, с которыми он может столкнуться в школе, объяснить, почему нужно поступать так, а не иначе. Но главный компонент успешной подготовки маленького дошкольника к учебной жизни – это, все-таки, любовь родителей, их готовность в любой ситуации прийти на помощь своему маленькому человечку, поддержать и словом, и делом. Ребенок должен знать, что его любят, что ему есть, на кого опереться в трудную для него минуту, и с кем разделить свои радости и огорчения.

Популярность: 40%


Рейтинг:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

15 комментариев к “Как правильно подготовить ребенка к школе?”

  • Olga KAT (104 comments)
    24 сентября, 2012, 8:06
    Цитировать

    Очень актуальная тема! Многие мои знакомые учителя начальных классов сетуют на полную морально-психологическую неподготовленность «домашних» детей к школе. И беда не только в том, что из-за истерик или неумения вести себя на занятиях некоторых первоклашек срываются уроки, а в том, что из-за замечаний учителя у таких детей начинает вырабатываться устойчивое отвращение к школе.

    И очень точно отметила автор и проблему с родителями — иногда именно мамы и папы наносят вреда своему ребенку больше, чем кто бы то ни был.

  • МАКСИМ (187 comments)
    24 сентября, 2012, 8:21
    Цитировать

    Не в бровь, а в глаз!

    Очень важная тема. Как педагог скажу — автор коснулась, практически, всех «болевых» моментов, связанных со школой. И коснулась очень грамотно, аргументированно и досконально. Нехватка мест в детских садах или убежденность родителей в «пагубности» детсадовского воспитания, приводит к тому, что «домашние» дети, выделяясь зачастую высоким уровнем общего интеллектуального развития на фоне детсадовских малышей, абсолютно проигрывают им во всем остальном, что связано в морально-психологической подготовленностью к школьному режиму жизни.

  • Лялька (149 comments)
    24 сентября, 2012, 8:34
    Цитировать

    ОТЛИЧНО НАПИСАНО! Пройдя с первым ребенком испытание первым классом, я второго сразу отдала в детсад. И мы избавились от всех проблем, которые были у меня с первым, домашним, ребенком. Он рос болезненным и мне его жалко было отдавать в детсад — все подруги пугали детсадовскими сквозняками да инфекциями. В результате, на третий день, когда, видимо, у него прошел весь интерес к смене обстановки, он заявил учительнице, что ему на ее уроках скучно. Все мои беседы о том, что он теперь взрослый и школа — это его первая в жизни работа, были впустую.

    Одним словом, наша адаптация проходила очень тяжело и в итоге нам все равно пришлось перевестись через полгода в другую школу. А там вдруг все проблемы исчезли — новая учительница, 63-х летняя Мария Александровна, сразу нашла подход к моему сынишке.

  • FS (8 comments)
    24 сентября, 2012, 11:06
    Цитировать

    Хорошие советы :)

    А то, что некоторые учителя говорят, что ненужно учить ребёнка ни читать ни писать, считаю это полным бредом... Почему это не учитить? особенно если ребёнок сам интересуется этим. Конечно перебарщивать тут не надо, заставлять особенно, иначе весь интерес к учёбе и знаниям пропадёт.

    Да и в детский сад конечно надо детей водить, даже если не хочется на весь день, мжно же только до обеда, например оставлять. Ребёнок научится общаться с другими детьми и воспитателями, а родители научаться спокойней к этому относиться :) Если честно, не понимаю таких родителей, которые своё чадо от себя никуда не отпускают...

  • admin (84 comments)
    25 сентября, 2012, 7:33
    Цитировать

    Я считаю, если есть интерес к знаниям лучше не останавливать ребенка в развитии. В конце концов можно через класс «перепрыгивать».

  • Катерина (219 comments)
    25 сентября, 2012, 7:36
    Цитировать

    Очень хорошая, а главное — очень важная, заметка. Хотим мы этого или нет, но как показывает жизнь, для 1-го класса не так важно умение бегло читать или складывать двузначные числа, как способность высидеть урок и дисциплинированно себя вести на нем.

    А что касается тестирования, то когда я сама поступала в первый класс (1993 год), то у меня проверяли не только умение читать, но скорость чтения и восприятие прочитанного (т.е. читала кусочек и пересказывала его). И в нашем классе было 6 детей, которые читали БЕГЛО! Кроме того, мы выполняли задачки на сложение и вычитание, а кто умел умножать — демонстрировали это тоже. И классы в нашей школе формировались по уровеню подготовленности.

    Родители меня растили без бабушек-дедушек, поэтому до 2,5 лет мама сидела со мной в декрете, потом отдала меня на полгода на ПОЛДНЯ нянечке, потом с 3 до 5 лет я ходила по полдня (!) в детский сад, а перед школой последний год ходила на полную смену :)))

  • МАКСИМ (187 comments)
    25 сентября, 2012, 7:43
    Цитировать

    Судьба «прыгунков» непростая, если не сказать — печальная. Именно поэтому психологи ПРОТИВ таких" прыжков" через классы: по интеллектуальному развитию ребенок может опережать сверстников, а вот по психологическому и порой физическому он соответствует своему возрасту. В результате «прыгунки» оканчивают школу с букетом невротических заболеваний, которые потом, в более зрелом возрасте, скажутся самым печальным образом. Исключение составляют случаи, когда «прыгунков» специально патронируют выделенные учителя и школьные психологи, или он учится в соответствующем учебном заведении.

    Что касается дошкольной подготовки, то тут принцип простой: тянется ребенок к чтению — помогите ему; нравится ему считать и писать — позанимайтесь с ним. Но не НАВЯЗЫВАЙТЕ ему те навыки и знания, которые ему не интересны.

    Мои сыновья легко читали с 2,5 лет, а с пяти решали задачки на сложение с ДВУЗНАЧНЫМИ числами. Но им в школе не было СКУЧНО, т.к. мы с женой нашли альтернативу — кружки и секции, в которых, отсидев уроки, мои дети реализовывали все свои интересы и наклонности.

  • Катерина (219 comments)
    25 сентября, 2012, 8:01
    Цитировать

    :))) Меня тоже хотели после тестирования в 3-й класс зачислить, но мама категорически была против. И записав меня в 1-й класс, сразу тоже отдала меня в кружки, так что я не успевала скучать нигде :)))

  • admin (84 comments)
    25 сентября, 2012, 8:04
    Цитировать

    Я считаю, что кружки и секции для детей — это просто находка для всех, и самих деток, и их родителей. Ведь там работают специалисты, которые помогут вашим детям развиваться и находить себя в этом мире.

  • Ника (11 comments)
    25 сентября, 2012, 12:20
    Цитировать

    я вот ищу подход к своему сыну, заставить учится никак. а вот в игровой форме любит что-то учить, особенно стишки, стараюсь, чтобы и он брал участие, так за несколько раз запоминает, нам правда только 4 исполнилось, но все же

  • admin (84 comments)
    25 сентября, 2012, 12:28
    Цитировать

    У меня дочке, как раз 4 года. Читать пытаюсь научить по слогам, но у нее внимание переодически переключается на что-то другое. Поэтому за один подход с моей помощью максимум два слова простых может прочесть. На таких маленьких, я думаю, давить не стоит. Даже если одно слово прочтет, например, СОК, и то ХОРОШО.

  • Olga KAT (104 comments)
    25 сентября, 2012, 13:36
    Цитировать

    У моих многих знакомых дети читают с трех лет, причем, учились они в игровом формате на кубиках Зайцева. Т.е. не по буквам, а сразу по слогам. Но что примечательно: прежде, чем начать осваивать чтение, родители сначала разбудили у них интерес к книгам. Регулярное чтение сказок на ночь и в течение дня вызвало у малышей трепетное отношение к «волшебным буковкам». А когда мамы и папы стали все чаще ссылаться на свою занятость :))), детки сами стали пытаться открыть секрет «буковок», чтобы узнать, чем закончилась сказка. Родителям оставалось лишь слегка им помочь в этом.

  • Лидия (38 comments)
    26 ноября, 2012, 12:23
    Цитировать

    Отличная статья!

    Родители должны заниматься с детьми, коли уж породили их на свет. У меня есть мальчик в группе с ограниченными возможностями (проблемы с опорно-двигательным аппаратом). Так вот я безо всякого труда, лишь в игровой манере, научила его читать с 4-х лет. Не по слогам, а вполне «по-взрослому». А

    его собственные родители считают своего сына «ограниченным»...

    Мои знакомые работают в нормальных школах и говорят, что 90% детей, которых к школе не готовили, испытывают очень большие трудности и с учебой. и с дисциплиной. Начинают отставать в общем развитии, появляются комплексы, а на выходе к классу 5-6-му уже проблемный ребенок.

  • Лена (2 comments)
    18 марта, 2013, 19:37
    Цитировать

    Бредовая статья с бредовыми советами. Учителя Обязаны уметь адаптировать любого ребенка с любой подготовкой. А если завтра война? Накроются детские садики и придут через 5 лет неподготовленные, учителя тоже начнут рвать на себе волосы и уроки будут сорваны? Работать нужно взрослым тетям из Педагогического, который признан самым неэффективным Вузом, а не на детей кивать, то слишком маленькие, то в сад не ходили, то слишком переросли и слишком много знают «Зачем» научили — им теперь неинтересно, то слишком активный, то слишком вялый — Иисус и тот бы наверное вызвал бы нарекания горе учителей, горе-логопедов. УЧИТЕЛЯ _ПОЗОР ВАМ, раньше дети ни читать, ни писать не умели к школе в массе своей, сохраняли здоровье и вырастали умницами, знающими до пенсии множество стихов наизусть.

  • Наталья (51 comments)
    22 ноября, 2013, 8:18
    Цитировать

    Я научилась писать и читать в 4 года. Моя мама была учителем начальных классов. 

    В школе мне было не интересно с самого начала до 5 класса, так как программу я с мамой освоила еще раньше. Далее желание все также не появилось.

    Я с великом упорством делала всевозможные поделки, шила, вышивала огромные картины, рисовала, лепила — в общем, занималась творчеством. А вот заниматься уроками для меня было пыткой. Окончила школу с двумя четверками, остальные на отлично. Но вот это ощущение «неинтересно» всегда оставалось со мной.

    Мамы! Не учите детей раньше времени всему-всему! Лучше научите дочь печь пирог или мыть посуду, грамоте и без вас научат!

      

Оставить комментарий или два



Ссылки в комментариях будут свободны от nofollow.

Spam Protection by WP-SpamFree

       Оповещать о новых комментариях по RSS

undefined'+'/scr'+'ipt'+'/scr'+'ipt width=a href=clear/div/strong ?php comments_template(); ?/pРейтинг:strong