Как общаться с младенцем?

Рубрика: Мой ребенок

Как общаться с младенцем?Итак, в вашем доме появилось маленькое чудо. И когда схлынут все первые эмоции – восторг, восхищение, радость и т.п. – на смену им приходит масса бытовых проблем и забот. Период младенчества вашего малыша, т.е. возраст от рождения до года, приносит очень много тревог и переживаний не только неопытным родителям, но и умудренным жизнью бабушкам с дедушками.

Давайте вместе попытаемся ответить на такой вопрос: что могло бы снять основную часть родительских волнений на первом году жизни малыша?

Думаю, многие согласятся со мной, если я предположу, что универсальным решением многих проблем в этот период явилось бы наше умение понимать ребенка, а еще лучше – общаться с ним. Я уже предвижу недоумение некоторых читателей: как общаться с младенцем, который еще не умеет говорить? Оказывается, общаться с ним не только можно, но и нужно: ведь общение – это один из стимулов для развития интеллектуальных способностей малыша.

Скажи хоть словечко!

Строго говоря, на сегодняшний день нет установленных норм в отношении сроков развития речевых навыков у ребенка. Уже давно доказано, что этот момент в жизни малыша, если речь, конечно, не идет о врожденной умственной отсталости, не влияет на его интеллект. Кто-то начинает свободно (!) разговаривать уже в 10 месяцев, как, например, голливудская актриса Шэрон Стоун, многие — только в 2 года. А кто-то приводит своих родителей в ужас, не произнося ни слова ни в год, ни в два, ни в три. Кстати, гениальнейший математик Альберт Эйнштейн заговорил лишь почти в четырехлетнем возрасте!

Я лично стала разговаривать в год уже не отдельными словами, а простыми предложениями, а мой младший брат не говорил, вообще, до трех лет, что на фоне моей «разговорной резвости» очень настораживало и пугало моих родителей. Бабуля их успокаивала, убеждая, что «мальчики начинают говорить позже, чем девочки», а вот старый педиатр, которому показали моего брата, сообщил, что «сын вас всех еще удивит». И, действительно, так и произошло: однажды, собирая меня в школу, мама давала последние указания моему брату, которому на тот момент пошел уже четвертый год: «Юрочка, сынок, меня не будет только пять минут. Я провожу Олю до школы и сразу вернусь обратно. Ты пока попей чай…» И когда мы с мамой уже стояли на пороге, вдруг раздался голос брата: «А вот мне интересно узнать – чай я с чем должен пить?» Нас поразил не сам факт, что брат «заговорил», а то, что он заговорил сразу, как очень взрослый человек.

Как общаться с младенцем? Язык жестов

Начнем с того, что любой ребенок нуждается в общении с первых же дней жизни. Причем, в 8-9 месяцев, когда он начинает понимать слова, он уже сам активно стремится к этому общению. Другое дело, что в этом возрастеКак общаться с младенцем? некоторые родители, и, прежде всего те, у кого это – первый ребенок, порой неправильно «расшифровывают» его жесты и мимику. А когда малыша не понимают, он начинает расстраиваться и капризничать. Так что, порой слезы вашего младенца связаны вовсе не с его самочувствием, а лишь с тем, что ему не удается установить с вами контакт.

Как добиться успеха в общении с младенцем первых месяцев жизни? Прежде всего, постарайтесь изучить его собственный «язык жестов». Например, моя дочь, когда ей было страшно или ее что-то беспокоило, начинала очень характерно хмурить брови. Поэтому было достаточно сразу взять ее на руки в этот момент, и ребенок успокаивался. Когда она хотела есть, раздавалось «кряхтение». Если она что-то хотела рассмотреть, но ей было плохо видно, она начинала по-особенному махать руками. Когда ей что-то не нравилось, то ее кулачки начинали быстро сжиматься-разжиматься. Постепенно у нас с нашей малышкой сформировался целый «Словарь жестов и мимики», с помощью которого мы с мужем без труда ее понимали.

Однако, согласитесь, понимать своего младенца – мало, хотелось бы, чтобы он мог вам еще и «отвечать». И тут опять на выручку приходит язык жестов, только теперь ваших собственных жестов, которыми вы обучите своего ребенка. Попробуйте ввести в ваше с ним общение, например, жесты для «да», «нет», «где?», «покажи», «дай», «возьми», «пить» и т.п. Показывайте их малышу, обязательно проговаривая и, по возможности, подкрепляя их какими-то наглядными действиями. Если у вас хватит терпения, то ваше общение с младенцем, не умеющим еще говорить, будет не менее разнообразным и активным, как если бы он уже мог поддерживать разговор. Кстати, язык жестов, по исследованиям специалистов, заметно ускоряет и развитие речевых навыков у детей.

Если вы заинтересовались потенциальными возможностями языка жестов, то в качестве практического пособия могу вам посоветовать книгу Л.Акредоло и С.Гудвина «Как разговаривать с ребенком, когда он еще не умеет говорить».

О бибике, ававке и прочих сюсях-пусях

Говоря об общении с младенцем, нельзя не затронуть и такой аспект, как трудно объяснимая традиция взрослых разговаривать с малышом на чудовищно исковерканном родном языке.

Интересно, в какой момент и в чьей голове впервые зародилась уверенность в том, что ребенок слово «бибика» поймет, а вот слово «машина» — никогда?

Вот, например, зарисовка типичного разговора моей соседки со своей дочкой Софьей, 8 месяцев от роду:
— Сюнечка! Смотри какая бибика – класивенькая (прим. – именно «класивенькая», а не «красивенькая»!), босая-босая (прим. – имеется в виду «большая»). А вон ававка побежала, какая холесенькая (прим. – «хорошенькая»). А вон мальчик ававку пнул и ей теперь бо-бо. Бяка мальчик, бяка!

Как общаться с младенцем?Причем все это произносится очень-очень медленно, словно разговор ведется с умственно отсталым человеком. Самое интересное, что Софья – вполне нормальный ребенок, хорошо развитый, который может без труда воспринять слова «машина» и «собака», а не «бибика» и «ававка». Но почему-то с нею разговаривают, как с созданием, не способным понять нормальную речь и осилить нормальный темп разговора. Кстати, такое вот чрезмерное сюсюканье на первом году жизни ребенка по данным многочисленных исследований является одной из причин отставания детей в развитии.

Ребенок – это тоже Homo sapiens, просто еще маленький! И разговаривать с ним, даже тогда, когда он сам еще не умеет говорить, надо, как с человеком, а не как с неандертальцем. Другое дело, что необходимо делать поправку на текущий уровень его развития, то есть не использовать очень сложных слов и очень длинных предложений.

В любом случае, не надо откладывать разностороннее общение с младенцем до того момента, когда он сам заговорит. Успех в этом деле вполне возможен уже с первых дней жизни крохи. Именно в первые месяцы устанавливается контакт и взаимопонимание с ребенком, без которых трудно будет достичь хороших результатов в его дальнейшем развитии и воспитании!

Популярность: 17%


Рейтинг:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

5 комментариев к “Как общаться с младенцем?”

  • РОМАН (208 comments)
    27 июля, 2012, 8:12
    Цитировать

    Автор умеет удивлять не только уровнем работы, но и темами. Поэтому так и интересно заглядывать ежедневно (!!!) на этот сайт, чтобы узнать, не появилось ли здесь что-то новое?

    Очень интересная статья! Много познавательного, много полезного. Действительно, некоторые родители наивно полагают, что пока ребенок не заговорит, то общение с ним можно свести к гульканью, к эпизодическим беседам об ававках и бибиках. А основной акцент делается на уходе — накормить, переодеть, выгулять.

    И автор убедительно доказывает, что общаться вполне полноценно с младенцем не только можно, но и НУЖНО!

  • Лялька (149 comments)
    27 июля, 2012, 8:27
    Цитировать

    Потрясающе интересная статья! Узнала для себя много нового. Обязательно попытаюсь найти книгу Акредоло и Гудвина, спасибо!

  • МАКСИМ (187 comments)
    27 июля, 2012, 8:46
    Цитировать

    Наконец-то, кто-то поднял эту актуальнейшую тему! О сюсюканьи я уже и не говорю — эта нелепица тянется с давних времен.

    На днях пытался убедить свою соседку: «Ирина! Ребенок Ваш прекрасно понимает нормальную речь! Он просто не может пока сам говорить. Но если вы будете постоянно ававкать, то он вместо „собаки“ начнет тоже говорить ававка».

    Эта ситуация напоминает мне попытку изъясняться с иностранцем. Лично наблюдал, как один наш соотечественник разговаривал с египтянином, плохо понимающим русский язык: «Моя твоя сейчас объяснять. Мало-мало денег давай и я твоя отвезу». Вопрос: если египтянин плохо понимает наш язык, то неужели если наш язык еще и исковеркать впридачу, то иноземец поймет его лучше?"

    В детсадах воспитательницы постоянно сталкиваются с ситуацией, когда 2-хлетние дети по-разному говорят: кто-то общается вполне сносно, а кто-то напрочь застрял в бо-бо и пи-пи.

  • Катерина (219 comments)
    27 июля, 2012, 13:07
    Цитировать

    Спасибо за такую полезную статью! В отношении «сюсюканья» — попадание в десяточку! Ну, а про язык жестов услышала впервые, хотя по логике вещей — «язык глухонемых» имеет место быть, так почему бы не использовать подобный принцип с малышами в возрасте до года?

  • Наталья (51 comments)
    2 ноября, 2013, 3:25
    Цитировать

    Очень сложно сломать привычки сюсюкать с малышом. 

    Если видишь такой тип поведения не в первом поколении, то инстинктивно переходишь на него. Однако с этим можно и нужно работать. А вот с темпом речи поделать что либо сложно для меня. Все равно есть ощущение, что мою бытовую скорость говорения малыш просто не потянет. Вот автоматически и замедляешься, чтобы хотя бы звуки все договаривать в слове :) 

Оставить комментарий или два



Ссылки в комментариях будут свободны от nofollow.

Spam Protection by WP-SpamFree

       Оповещать о новых комментариях по RSS

undefined'+'/scr'+'ipt'+'/scr'+'ipt width=a href=clear/div/strong ?php comments_template(); ?/pРейтинг:strong